Тематические направления итогового сочинения
Приказом
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09.2021 №825
утверждены открытые тематические
направления итогового сочинения для допуска обучающихся
общеобразовательных организаций к прохождению государственной итоговой
аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в
2021-2022 учебном году.
В 2021/2022 учебном году объявлены
следующие пять открытых тематических
направлений итогового сочинения:
1.
Человек
путешествующий: дорога в жизни человека;
2.
Цивилизация
и технологии – спасение, вызов или трагедия?;
3.
Преступление
и наказание – вечная тема;
4.
Книга
(музыка, спектакль, фильм) – про меня;
5.
Кому на Руси
жить хорошо? – вопрос гражданина.
В соответствии с указанными
тематическими направлениями будут разработаны комплекты тем итогового сочинения
2021/2022 учебного года. Каждый комплект будет включать пять тем сочинений из
закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Итоговое сочинение, с одной стороны,
носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых
компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения
выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование
построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из
литературного материала.
Ниже представлены краткие
комментарии к открытым тематическим направлениям:
1.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает
выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном
опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях
литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о
теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути
научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не
только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят
рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и
духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной,
философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам,
дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как
важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет
внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах,
связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать
раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими
новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии
научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти
проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы
позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного
процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах
достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными
ценностями человечества.
Примеры из философской, научной,
публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители,
деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его
пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в
которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной
фантастики, утопии и антиутопии.
3.
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает
осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления,
соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят
анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек
зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за
сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника,
возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники,
рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической,
психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой
публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой
особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского,
200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в
конце 2021 г.
4.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет
высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр
или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является
личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские
(зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные
интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения
может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных
событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость
психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении
искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может
привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии),
мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов
критиков и ученых.
5.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление
сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова,
200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный
вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной
справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о
причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать
тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования
общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на
широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и
современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой
деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления
можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической,
психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их
интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
По материалам
сайта https://resobrnadzor.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий