Готовимся к ГИА по литературе в 9-м классе
24 мая началась государственная итоговая
аттестация выпускников 9-х классов по образовательным программам основного
общего образования.
31 мая 2018 годадевятиклассников
ожидает новое испытание – экзамен по курсу «Литература».
ГИА по литературе в
9-м классе – это устный экзамен с использованием
билетов. Каждый билет содержит 2 теоретических вопроса и 1
практическое задание. Вопросы билетов сформированы в соответствии с действующей
учебной программой, утверждённой Министерством образования и науки Донецкой
Народной Республики на 2017-2018 учебный год: Литература: 5-9 кл:
программа для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н.,
Король Г.Н. – 3-е изд. доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк:
Истоки, 2017.
Учебники,
рекомендованные МОН Донецкой Народной Республики на 2017-2018 учебный год,
помогут девятиклассникам систематизировать знания по курсу: Литература.
9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 /
[В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский] ; под ред. В.Я.
Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 415 с.; Литература.
9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский] ; под ред. В.Я.
Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 399 с.
Государственная
итоговая аттестация в 9-ом классе – это независимое оценивание уровня учебных
достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы. Их
выполнение позволяет установить уровень освоения государственного стандарта
основного общего образования.
Демонстрационные
варианты экзаменационных заданий ГИА-9 размещены на сайте www.resobrnadzor.ru. Вопросы билетов
включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в
соответствующий раздел стандарта. Большая часть вопросов экзаменационных
билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе.
Предлагаемые
экзаменационные комплекты билетов направлены не только на проверку знаний за
курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их
применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников.
Задания для ГИА
по литературе представляют собой 30 билетов, в каждом из
которых содержится три вопроса. Содержание вопросов
определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой
образовательного стандарта для основного общего образования. Все
экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения требований к уровню
подготовки выпускников 9 класса и опираются на художественные тексты,
соответствующие обязательному минимуму содержания литературного образования.
Художественные произведения представлены в экзаменационном материале в
определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их
изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом,
чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и
эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы). Каждый билет сбалансирован
по уровню сложности проверяемого учебного материала.
Первый вопрос билета носит
репродуктивный характер и предполагает знание особенностей литературного
процесса определённой эпохи, конкретного художественного текста или некоторых
фактов творческой биографии писателя. К ответам на эти вопросы поможет
подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты,
не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в
обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного
художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя/ей. Эта
часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных
произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и
проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать
художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение
наизусть стихотворных фрагментов), знание теории литературы.
Второй вопрос каждого билета требует
умения анализировать конкретный художественный текст, демонстрируя знания по
истории литературы и знания литературоведческого характера. Например,
анализируя текст произведения, обучающийся должен уметь соотнести его с
конкретной литературной эпохой, стилем, направлением. Анализируя прозаический
или поэтический текст, обучающийся должен охарактеризовать его с точки зрения
содержащихся в нем различных изобразительно-выразительных средств,
композиционных особенностей и др. Во втором уровне могут быть вопросы
проблемного характера, требующие умения самостоятельно интерпретировать
художественный текст. Один из вопросов базируется на материале древнерусской
литературы/литературы XVIII / XIX века, а другой – на материале литературы
XIX / ХХ века. На этом этапе осуществляется проверка знания
содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои
наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. Важную роль в определении
качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной
работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.
Третий вопрос каждого билета носит
практико-ориентированный характер и предполагает выразительное чтение наизусть
стихотворения, отрывка из лирического, прозаического или драматического
произведения (в соответствии с действующей программой по литературе и
программой ГИА по литературе для 9 класса).
Рекомендуем придерживаться следующих правил при ответе
на вопросы билета: начинать ответ необходимо с раскрытия первого
вопроса, право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы
предоставляется выпускнику.
Девятиклассникам
необходимо помнить, что при ответе на вопросы будут учитывается глубина и
прочность знаний, полученных в рамках литературного образования, поэтому рекомендуем
в ходе подготовки к ГИА по литературе обратить внимание на следующие позиции:
·
понимание
вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным
проблемам;
·
привлечение
необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование
наизусть, точность в передаче фактического материала;
·
аргументация
суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
·
использование
необходимых для ответа терминов и понятий;
·
композиционная
стройность ответа;
·
умение
выразительно читать наизусть;
·
ясность
и точность изложения мысли, речевая грамотность.
Выполняя
самооценку тренировочного устного ответа, учитывайте речевое оформление, объем
словарного запаса, степень владения навыком композиционного построения
собственного текста, умелого использования эмоционально-экспрессивных средств
языка. Особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к
раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый
экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но
и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и
умений, а также на раскрытие творческого потенциала.
Перед ГИА
рекомендуем учащимся прочитать стихотворения наизусть, учитывая
такие параметры и критерии: общая техника речи: дыхание, сила
голоса (диапазон), тон (диапазон), дикция, соблюдение
орфоэпических норм; интонирование чтения: громкость (адекватность
содержанию), соблюдение логических и психологических пауз, логические
ударения, темпоритм, мелодика (движение голоса по звукам), выбор
эмоционального тона, тембровая окраска; невербальные средства
выразительности: жесты, мимика, поза.
Рекомендуем
девятиклассникам найти время и прослушать художественные
произведения в исполнении актёров и общественных деятелей:
·
Актеры
МХТ читают русскую классику: https://godliteratury.ru/gl-projects/aktery-mkht-chitayut-russkuyu-klassiku
·
Известные
актёры, общественные деятели и знаменитости, принявшие
участие в проекте «Живые», получили уникальную возможность поговорить с
телезрителями высоким слогом: https://kulturologia.ru/blogs/140815/25808/
При подготовке к экзамену можно продуктивно
использовать интернет-источники:
1.
Виртуальный
музей литературных героев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.likt590.ru/project/museum/,
свободный.
5.
Древнерусская
литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pisatel.org/old/, свободный.
6.
Жуковский
В.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.zhukovskiy.net.ru,
свободный.
7.
Карамзин
Н.М. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.karamzin.net.ru,
свободный.
8.
Крылов
И.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.krylov.net.ru,
свободный.
11.
Профильное
обучение в старшей школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profile-edu.ru/, свободный.
12.
Пушкин
А.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.aleksandrpushkin.net.ru, свободный.
13.
Рифма.
Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению.
Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://rifma.com.ru/,
свободный.
14.
Сергей
Есенин [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:http://www.slova.org.ru/esenin/index/,
свободный.
15.
Толстой
Л.Н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.levtolstoy.org.ru,
свободный.
17.
Фонвизин Д.И.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.fonvisin.net.ru,
свободный.
18.
Фундаментальная
электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: feb-web.ru,
свободный.
19.
Чехов
А.П. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://chehov.niv.ru/, свободный.
Желаем всем девятиклассникам хорошего настроения и
достойных результатов ГИА по литературе!
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики
их преподавания
Отдел русского языка и литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий