Готовимся
к изложению с творческим заданием
30 мая всех выпускников одиннадцатого класса
ждёт испытание – государственная итоговая аттестация по
основным образовательным программам среднего общего образования. Для учащихся
11 классов этот экзамен будет первым. Одиннадцатиклассники будут писать изложение
с творческим заданием. Пожелаем выпускникам общеобразовательных
организаций Республики отличного настроения, творческого вдохновения и
достойных результатов ГИА по русскому языку.
Напомним
участникам ГИА основные требования к написанию изложения с творческим заданием
и дадим рекомендации по подготовке к этому виду речевой деятельности.
Изложение является одной из основных форм
проверки речевого развития учащихся. Это комплексная работа, с помощью которой
проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать
основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него
соответствующую композиционную и языковую форму; языковые навыки или соблюдение
в речи норм литературного языка; навыки правописания — орфографические и
пунктуационные.
Изложение – одна
из основных форм проверки умения правильно и последовательно излагать мысли,
уровня речевой подготовки обучающихся. Это вид творческой работы, в которой
обучающиеся должны пересказать прослушанный им текст подробно, с изменением или
без изменения лица рассказчика. При написании подробного изложения обучающиеся
пересказывают текст, сохраняя последовательность, логику развития действия
оригинала. Объем изложений составляет 420-450 слов. За
изложение ставится одна отметка (общая за всё задание: изложение с
творческим заданием).
Учитель или
преподаватель дважды медленно зачитывает текст. Если в тексте есть имена
собственные, даты, трудные иноязычные слова, архаизмы, диалектизмы, преподаватели
пишут их на доске.
Изложение
предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прослушано, а
передать содержание как можно ближе к тексту (70% информации),
не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному,
публицистическому или научному).
Модель творческого задания следующая:
первое задание – «Напишите подробное изложение»; второе – «Дополните
текст изложения...», «Продолжите текст изложения рассуждением...»,
«Введите в текст изложения описание...», «Поразмышляйте над
проблемой...», «Сделайте выводы...», «Выскажите свое согласие
(несогласие) с позицией автора...» и т. д. Объём творческого
задания – не менее 150 слов.
Работа над
изложением во время государственной итоговой аттестации длится 210 минут
(три с половиной часа).
За письменное
высказывание выставляется одна отметка (изложение с творческим
заданием). Сумма набранных баллов за содержание и за языковое
оформление переводится в отметку, которая является итоговой.
Тексты изложений
с творческими заданиями для государственной итоговой аттестации по программам
среднего общего образования в 11-х классах общеобразовательных организаций
Донецкой Народной Республики предназначены для проверки уровня коммуникативной
компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, умения
работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание,
высказывать самостоятельно свое мнение и аргументировать его.
Проверяются умения: проявлять определённый уровень
понимания темы высказывания; строить высказывания определённого объёма,
подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;
воссоздавать информацию подробно, сжато, выборочно; излагать материал логично,
последовательно, учитывая соотношение основной и второстепенной информации;
придерживаться темы высказывания; строить высказывание, компоненты которого
подчинены изложению главной мысли; учитывать ситуацию общения и адресата речи; выявлять
своё отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований
одной и той же проблемы, оценивать доказательность аргументов, сформулировать
своё видение проблемы; использовать языковые средства в соответствии с
коммуникативным заданием, придерживаясь норм литературного языка, уместно используя
лексическое, грамматическое богатство языка.
Тексты
представляют собой отрывки из произведений современной, классической,
публицистической, беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика
текстов разнообразна: природа, язык, нравственные и эстетические категории,
семья, искусство и т.п. Предлагаются тексты повествовательного характера (с
определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся
последовательно); описания явлений природы, памятников, географических мест и
т.д.; портретные характеристики; рассуждения по какому-либо вопросу (проблеме).
По стилю это художественные, научные, публицистические тексты.
Рекомендуем учащимся написать накануне
ГИА пробное изложение с творческим заданием по следующему
алгоритму:
· Прочитайте текст
2-3 раза.
· Выясните
значение непонятных слов в словаре.
· Обдумайте, о чём
этот текст.
· Сформулируйте
его тему и основную мысль.
· Озаглавьте
текст.
· Составьте
вопросный или тезисный план, включив в него ключевые по смыслу предложения
каждого абзаца.
· Определите тип и
стиль текста.
· Запишите
словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь
сохранить их при изложении.
· Прочитайте текст
снова.
· Не глядя на
текст, по памяти напишите черновик изложения.
· После того как
черновик написан, перечитайте его.
· Продумайте,
раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено согласно плану.
Сохранена ли вами композиция изложения? Есть ли начало, основная часть и
заключение? Разделили ли вы текст на абзацы?
· Исправьте ошибки
и недочёты.
· Теперь смело
можете переписывать начисто.
Творческое задание формулируется в
виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на
комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.
Необходимо создать текст в соответствии с заданной темой; интерпретировать
информацию, заложенную в тексте; логично излагать мысли, выстраивая
тезисно-доказательную часть рассуждения; подобрать убедительные аргументы,
создать аргументированное высказывание; выявить отношение автора к поставленным
проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения; осуществить выбор
языковых средств в соответствии с заданием; оформить текст в соответствии с
нормами русского литературного языка.
Алгоритм работы над творческим заданием
· Прочитайте
задание.
· Продумайте свой
ответ на задание.
· Аргументируйте
свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на
свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.)
или опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
· Продумайте
композицию творческой работы.
· Напишите
творческое задание в объёме не менее 150 слов.
· Пишите чётко и
разборчиво, соблюдая нормы речи.
Предлагаем для анализа образец изложения с творческим
заданием по тексту «О
лесорубе, которому до всего было дело» (по Ф. Кривину), написанный
учащимися одной из общеобразовательных организаций города Донецка.
В старину в
одном городе люди потеряли улыбку. Никто не мог понять, откуда взялась эта
странная болезнь. Местные лекари изо дня в день изучали причины её
возникновения.
– Очевидно, это
что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– Да нет. Это
больше похоже на простуду, – возражал ему доктор Стрептоцид.
– Чепуха! –
категорически заявлял профессор Пенициллин.
Но болезнь все
быстрее распространялась среди местных жителей. Люди перестали радоваться
весне, солнцу, становились угрюмыми и неприветливыми. На улицах вместо
приветливых и дружелюбных слов только и слышалось:
– Не твоё дело!
Иди своей дорогой!
И вот однажды с
гор спустился молодой Лесоруб. По дороге он увидел тонущего в реке человека.
– Тонешь? –
спросил Лесоруб, готовый броситься на помощь.
– Не твоё дело,
иди своей дорогой! – угрюмо ответил утопающий. Лесоруб, не обратив на это
внимания, мгновенно бросился на помощь и спас утопающего.
– Ты зачем
сопротивляешься, когда тебя хотят спасти? Ведь ты мог утонуть!
– Да я ж не
ожидал от тебя этого, у нас так не принято.
Удивился Лесоруб
и пошел в город. На дороге он увидел толпу людей, которая собралась вокруг
опрокинутой телеги старика. Люди стояли, возмущались, но помогать старику никто
не собирался.
– Давай я тебе
помогу! – сказал Лесоруб.
– Не твоё дело,
– промычал старик, не поднимая головы.
– Да чего ж ты
такой упрямый, вдвоем-то легче, да и люди помогут!
Но толпа начала
расходиться. А так как всем пройти быстро не получалось, то многие подходили и
нехотя помогали старику.
Вскоре весь
город только и говорил о Лесорубе. Рассказывали, что он всем помогает, о каждом
хлопочет. Этот рассказ вызывал на их лицах удивленную улыбку, но это была
первая улыбка после эпидемии. Многие даже захотели составить Лесорубу компанию,
так как с ним было весело и интересно.
Как-то утром
профессор Пенициллин, рассуждая о проблеме эпидемии, выглянул в окно, и его
постоянный ответ «чепуха» застрял у него в горле: по улице шли сотни
улыбающихся людей. Он открыл рот, чтобы сказать свою любимую фразу: «Не мое
дело», но его остановил Лесоруб.
– Пожалуйста,
профессор, не произносите этой фразы, ведь она и есть главная причина этого
странного заболевания!
Так закончилась
эпидемия. Именно после того, как жители перестали говорить фразу «Не твоё
дело», к ним вернулась улыбка и они стали весёлыми и приветливыми. А Лесоруб
ушёл в горы: у него было много дел.
Владислав К.
Творческое задание
Объясните, почему люди города потеряли улыбку.
Улыбка – внешнее
проявление радости. А значит, утрата способности улыбаться – лишь клинический
признак гораздо более серьезного заболевания, как утрата способности к движению
– симптом тяжелого поражения нервной системы. Только в случае потери улыбки это
симптом не физического недуга, как полагали медицинские светила в притче
Феликса Кривина, а признак немощи души.
По своей природе
человек – существо общественное, потребность общения заложена в его натуре, и
именно оно является важнейшим источником радости в жизни любого из нас. Не зря
ведь Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что «единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения». А в чем же состоит эта роскошь?
Конечно, не в
пустопорожней болтовне, не в бездумном совместном времяпрепровождении. Истинная
радость – в совместном проживании жизни, в соучастии в судьбе другого человека,
в возможности ежедневной и естественной помощи ближнему, приносящей обоюдную
радость.
Лесоруб, во
время жизни в горах познавший истинное одиночество, хорошо знает цену
человеческому общению и, конечно, не может смириться с «одиночеством в толпе»,
на которое обрекли себя жители города.
Причиной
эпидемии стала глубоко безнравственная позиция «хаты с краю». Только в
совместной жизни, в сострадании, милосердии, взаимовыручке осуществляется
истинная радость человеческого бытия.
Диана Д.
Письменный экзамен проводится следующим образом:
Первое прочтение текста и его
восприятие на слух.
Небольшая пауза (пять минут), сосредоточение на
услышанном, наброски в виде записи ключевых слов, основной мысли, цепочки слов,
фактов.
Второе прочтение текста учителем или
преподавателем.
Написание черновика (план, который
может быть выполнен в полном или сокращённом виде).
Редактирование чернового варианта (когда
отмечаются трудные случаи, чтобы проверить написание слов в течение последнего
часа перед сдачей работы).
Выполнение работы набело (когда работа
аккуратно переписывается с соблюдением красной строки, правильным членением
текста и т.д.). Обратите внимание на записи, сделанные учителем или
преподавателем на доске: если в тексте есть имена собственные, даты, трудные
иноязычные слова, архаизмы, преподаватели запишут их на доске.
Самопроверка текста в течение
последнего часа (около 60 минут).
Рекомендуемый алгоритм работы учащегося вовремя
написания изложения с творческим заданием:
· во время чтения
учителем или преподавателем текста необходимо сделать как можно больше рабочих
записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в
этом роде);
· во время
слушания выявить тему и основную мысль. После этого можно
составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и
определить их микротемы;
· написать текст на черновике (основным
этапом работы над изложением является редактирование на черновике
его первого варианта. Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не
встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы
сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы; помните,
что при написании подробного изложения необходимо пересказать текст,
сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала, иногда
близко к тексту, учитывая его стилистические особенности, иногда требуется
изменить лицо рассказчика, озаглавить получившуюся работу;
· проверка орфографии и пунктуации – важная часть
работы.
Помните, что за изложение ставится одна отметка (общая за всё
задание: изложение с творческим заданием), которая является средним
показателем отметок за содержание и языковое оформление / грамотность работы.
Успехов вам, выпускники-2018!
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики
их преподавания
Отдел русского языка и литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий