Учебно-методические
пособия нового времени: «Сборник текстов диктантов для государственной итоговой
аттестации. Русский язык. 9 класс»
Донецким РИДПО издан сборник текстов диктантов для государственной итоговой аттестации по
русскому языку по программам основного общего образования (Русский язык. 9 класс. Донецк, 2018),
подготовленный отделом русского языка и литературы и членами творческой группы
по разработке учебно-методического обеспечения курса русского языка в
соответствии с ГОС.
Сборник состоит
из восьми разделов, которые содержат тексты диктантов, объединенных
одной темой. Все разделы сборника открываются тематическими эпиграфами, тексты
направлены на воспитание человека и гражданина. Диктанты подобраны с учётом
требований действующей программы. Объём текста диктанта – 140-280 слов. Тексты представляют
собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической,
беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна: время, история, родина,
героический поступок, краеведение, природа, язык, искусство, семья,
нравственные и эстетические категории и т.д. Предлагаются тексты
повествовательного характера (с определенным сюжетом, описанием конкретных
событий, развивающихся последовательно); описания явлений природы, памятников,
географических мест и т.д.; портретные характеристики; рассуждения по
актуальным проблемам. По стилю это художественные, научные, публицистические
тексты. Среди авторов текстов – классики литературы и беллетристики, а также
современные писатели: А. Проханов,
С. Шаргунов, З. Прилепин и др.
Материалы, представленные в сборнике, помогут учителю
русского языка и литературы не только в деле формирования грамотного письма, но
и в деле нравственного воспитания
юных граждан Донецкой Народной Республики. Материалы сборника могут
быть использованы как при подготовке к государственной итоговой аттестации по
русскому языку по программам основного общего образования, так и при поурочном
планировании, организации самостоятельной и коррекционной работы.
Тематические разделы данного
пособия позволят
учителю пополнить арсенал средств по организации современного
учебно-воспитательного пространства на уроке русского языка (лабораторные работы,
ситуативные практикумы, коммуникативные тренинги, творческие мастерские),
помогут обогатить содержание урока краеведческим компонентом и обеспечить
формирование мировоззренческих категорий у школьников. Так, содержание текстов первого раздела сборника
«Донецкая земля: Время выбрало нас»
– это страничка летописи современного Донбасса: о Городе-Герое, его трудовых и военных буднях, о героях Донецкой Народной
Республики. Раздел предваряет эпиграф – отрывок из
произведения современного автора Дмитрия Трибушного:
Звони, Донбасс обетованный,
На самый верх.
Пророки обещали манну,
А выпал снег.
Мужайся, город непорочный,
Где каждый дом
Проверен «Градами» на прочность,
Крещён огнём.
На час открыли херувимы
Ворота в рай.
Гори, Донецк неопалимый,
И не сгорай.
Тексты следующих разделов объединены в разделы: «У Донбасса есть свои приметы», «Русский
мир», «Мир, в котором ты живёшь», «Пред красотой мы все бессильны», «Воспитание – второе рождение» и
др.
В настоящее время деятельность общеобразовательных
организаций необходимо направить на создание условий, способствующих
формированию социально-активной, функционально грамотной, гармонично развитой
личности выпускника с чётко выраженной гражданской позицией, высоким уровнем
учебных достижений и общей культуры. Формирование орфографической и
пунктуационной зоркости – актуальная задача современного образования. Зачастую,
даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивают грамотное
письмо. Диктант – основная форма проверки орфографической и пунктуационной
грамотности учащихся. Цель написания диктанта – выяснить уровень владения
учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике. Это вид орфографического упражнения,
сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения,
слова, текста. Учитель-словесник должен помнить и о факторах усвоения
орфографии: зрительном – списывание и зрительные диктанты; слуховом –
проговаривание и слуховые диктанты и др. Презентуемый сборник поможет сформировать орфографическую
и пунктуационную культуру учащихся.
Авторский коллектив, подготовивший пособие, предлагает
учителям-словесникам общеобразовательных организаций Республики ознакомиться с
содержанием сборника и активно
использовать тексты диктантов из методического пособия на тематических уроках,
уроках развития речи, текстоведения, граждановедения, а также для организации
внеклассной работы по предмету, так как дидактический материал,
размещённый в учебном пособии, одновременно выполняет обучающую, развивающую и
воспитывающую функции.
Методическое пособие рассчитано как на учителей
русского языка и литературы, так и на учащихся общеобразовательных организаций
Республики, которые хотя повысить лингвистическую и языковую компетенцию,
качественно подготовиться к ГИА по предмету, а также хотят больше узнать о
своём родном крае.
Выходные данные пособия: Сборник диктантов для государственной итоговой аттестации по русскому
языку: для общеобразоват. организаций: 9 кл. / сост. : Рубинская Н.О., Бурцева С.А., Денисова Н.Ф.,
Ленская И.Н. и др. – Донецк : Истоки, 2017. – 123 с.
В подготовке сборника принимали участие члены
творческой группы: Балясова
Е.Н. – учитель русского языка и литературы Харцызской
общеобразовательной школы № 5; Жолудь
В.Л. – учитель русского языка и литературы МОУ «Школа № 113
города Донецка»; Коссе
Е.А. – учитель русского языка и литературы Новосветской
общеобразовательной школы І–ІІІ ступеней администрации Старобешевского
района; Рыжикова О.В. –
учитель русского языка и литературы Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ
ступеней №15; Скупко О.А. –
учитель русского языка и литературы Макеевского лицея №2 «Престиж»: Шамбулина Т. А. – учитель
русского языка и литературы Марьяновской общеобразовательной школы І–ІІІ
ступеней администрации Старобешевского района; Шевченко Н.А. – учитель русского языка и литературы
Шахтерской общеобразовательной школы І–ІІІ ступеней № 22 управления образования
администрации города Шахтерска.
Кафедра общественно-гуманитарных
дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий