15 декабря 2017 года в
Государственном образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования «Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического образования» состоялось заседание круглого
стола «Государственная итоговая аттестация – 2018: перспективы
усовершенствования», участники которого обсудили
много очень важных вопросов и большое количество материалов, которые
обеспечивают правовую и организационную, содержательную и методическую
подготовку к ГИА.
Однако все эти направления
подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не
способствуют формированию психологической готовности к такому важному в их
жизни испытанию.
Поэтому пятый вопрос круглого стола «Обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период подготовки к государственной итоговой аттестации» (докладчик Иванова И.В., директор Донецкого Республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования) был своевременным и актуальным.
В ходе подготовки к
ГИА при отсутствии психологической подготовки, нередко бывает так, что
выпускник знает предмет, умеет решать те или иные типы задач, но в итоге не
справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не
умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою
деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.
Именно поэтому
психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки к
государственной итоговой аттестации является необходимым направлением работы
педагогического коллектива образовательной организации, и особенно
администрации, классных руководителей и педагогов-психологов.
Практика работы
показала, что необходимо усилить психологическое сопровождение не только
обучающихся, но и их родителей, поскольку они не меньше детей переживают за
процесс подготовки и сдачи экзаменов.
Учитывая все
вышеперечисленные сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся и их родители
необходимо грамотно организовать и реализовать психологическое сопровождения
подготовки всех участников образовательного процесса к ГИА.
Таким образом,
психолого-педагогическое сопровождение необходимо
проводить с тремя основными категориями
участников образовательного процесса: выпускниками, педагогами и родителями.
Психологическое
сопровождение обучающихся реализуется по четырем направлениям: просвещение,
диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование.
Важно ознакомить с процедурой
проведения ГИА, используя разнообразные формы работы:
Ø просмотры видеозаписей с
последующим обсуждением, игра-драматизация (проигрывание процедуры экзамена на
знакомом материале (юмористическом или общеизвестном);
Ø групповая дискуссия с
целью свободного обсуждения обучающимися собственных позиций и мнений по
обозначенному ведущим вопросу, что позволит выразить собственные страхи и
тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и, в конечном
счете, найти ресурсные моменты в новой форме экзамена.
Ø неоценимый вклад может
внести психолог, проводя цикл занятий для родителей, направленный на развитие
психологической грамотности родителей при подготовке детей к сдаче ГИА;
Ø тренинги для
родителей с целью оптимизации их эмоционального состояния, снижению уровня
тревожности с использованием различных психологических техник, поскольку как
уже было сказано родители не меньше детей испытывают волнение по поводу
предстоящих экзаменов.
Будет правильно, если в
образовательных организациях пройдет цикл занятий для педагогов по профилактике
синдрома эмоционального выгорания.
Необходимо разработать
адресные рекомендации для выпускника, родителей, педагогов. Адресность
предполагает, что рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с
учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности ребенка и развития основных
навыков, необходимых для успешной сдачи ГИА.
Выпуск буклетов, памяток,
брошюр, оформление информационного стенда по данной тематике – помогут
правильно организовать психолого-педагогического сопровождения обучающихся в
период подготовки к государственной итоговой аттестации.
Задача педагогических
коллективов – дать выпускникам знания об их психологических особенностях и
умениях эффективно организовывать свою учебную деятельность.
Такая организация
подготовки к ГИА поможет:
Ø преодолеть процессуальные
трудности, связанные с недостаточной осведомленностью обучающихся и их
родителей о процедуре сдачи экзаменов и получении результатов;
Ø сформировать
адекватную стратегию поведения, снятие эмоционального напряжения как выпускников так и
их родителей во время экзаменов и в период получения результатов.
Проведение фронтальной
диагностики обучающихся выпускных классов позволит выявить детей, имеющих
личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА.
На сайте нашего института
работает Дистанционная платформа для подготовки обучающихся к ГИА, где мы на
ряду с другими материалами, размещаем примерный перечень диагностических
методик, которые помогут специалистам общеобразовательных организаций
эффективнее организовать работу по психологическому сопровождению ГИА и
комплекты диагностического инструментария для изучения психологической
готовности обучающихся 9, 11 классов к прохождению ГИА.
В ходе курсовой
подготовки в нашем институте в 2018 году педагогические работники республики
будут ознакомлены с новой программой учебного модуля по теме «Обеспечение
качественного психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса в период подготовки и проведения государственной
итоговой аттестации». Работая по указанной программе, мы ознакомим
администрацию, учителей-предметников, педагогов-психологов с вопросами:
1.
Системно-деятельностный подход при подготовке к государственной итоговой
аттестации.
2.
Мониторинговые исследования психологической готовности участников
образовательных отношений к государственной итоговой аттестации.
3.
Методическое координирование профилактики стрессовых состояний обучающихся,
родителей и педагогов в период подготовки и проведения государственной итоговой
аттестации.
Наша общая задача сделать
все возможное;
Ø для создания у родителей
положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса;
Ø продумать
социально-психологическое сопровождение ребенка;
Ø постараться выстроить и
скоординировать такую систему взаимодействия семьи и образовательной
организации, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы
себя защищенным.
Действия, направленные на подготовку
обучающихся к ГИА, должны быть согласованными, требования к детям - едиными.
Очень важно организовать
равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на
основе индивидуального вклада каждого в общее дело, каковым является система
работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к
ГИА.
Каждый педагог
заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче
обучающимися экзаменов, и достичь этого можно только совместными усилиями.
С целью
оказания методической помощи общеобразовательным организациям
Донецкой Народной Республики в подготовке к государственной итоговой
аттестации, по результатам круглого стола был подготовлен методический кейс «ГИА:
психологическая поддержка». Материалы методического кейса носят
практико-ориентированный характер. Методический кейс может представлять интерес
для педагогов, психологов, родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий